Зрительное восприятие окружающего мира непосредственно связано с понятием «логика пространства». Это отношения между физическими объектами, которые привычны для реального мира.
Главными аспектами понятия являются:
- геометрия (одна из наиболее часто встречающихся особенностей логики пространства − игра света и тени на выпуклых и вогнутых объектах);
- перспектива (на изображениях, где присутствует эффект перспективы, выделяют так называемые точки исчезновения, которые передают глазу информацию о бесконечности пространства).
При нарушении хотя бы одного из аспектов возникают оптические иллюзии. Многие художники экспериментировали с логикой пространства для достижения визуальных парадоксов: Пабло Пикассо, изменяя отношения между физическими объектами, руководствовался интуицией, а Маурис Эшер − математическими законами. Например, в картине «Сверху и снизу» Эшер разместил сразу пять точек исчезновения (по углам и в центре). Как результат − при взгляде на нижнюю часть картины создается впечатление, что мы смотрим вверх, и наоборот.
Полезные ссылки: Медицинский центр Диагностика зрения